Иры
Большое значение в своей работе при организации обучения детей в логопедической группе мы уделяем развитию мелкой моторики пальцев. Многолетний опыт нашей работы в данном направлении, подтверждает труды великих педагогов о том, что чем лучше развита моторика ребенка, тем успешнее и легче будет формироваться его речевое развитие.
Одной из наших задач, в работе с детьми с ТНР стало использование эффективных методов и приемов направленных на повышение пластичности и подвижности кисти руки воспитанников. Это не только положительно влияет на развитие речи, но и на успешность в письменном навыке, в будущем. Мы используем речевые игры для пальчиковой гимнастики, нейроигры на координацию речи с движением, различные виды пальчикового тетра, но наряду с традиционным материалом в своей работе применяем то, что мы сами придумали и создали своими руками и с помощью родителей воспитанников. В группе создана предметно-пространственная среда которая определяет направленность игровой деятельности детей и решает задачи по развитию мелкой моторики. Задачи которые решают игры по мелкой моторике следующие:
- укрепить мелкую мускулатуру руки;
- развитие внимания, памяти, усидчивости, терпеливости;
- развитие речи, умения договариваться.
Для нас педагогов которые работают в компенсирующей группе для детей с ТНР остро стоит вопрос как решения традиционных задач в развитии мелкой моторики, так и стимуляция речи, желание ребенка вступать в диалог с воспитателем или сверстниками во время использования игр и упражнений направленных на развитие тонких движений пальцев рук. Чтобы сделать процесс занятия интересным и разнообразным мы совместно с родителями изготовили ряд дидактических игр и игрушек направленных на развитие руки. Вот некоторые из тех, которые мы используем в своей работе.
«Бутылочные человечки»
Можно использовать в индивидуальной работе. Ребенок заполняет пуговицами определенного цвета бутылку соответствующего цвета. Можно включить элемент соревнования, если использовать на фронтальном занятии. Каждая команда заполняет свою бутылочку.
«Планшет»
Из бус, которые расположены на планшете, ребенок составляет заданную букву.
«Пятнашки»
Ребенок закрывает кружочками соответствующего цвета кружочки на картинке. Нужно предложить делать захват кружочка большим и указательным или большим и средним пальцами попеременно.
«Золушка», «Помоги Ивану Царевичу!»
Предложить ребенку разделить в соответствующие контейнеры рис – гречки или макароны – фасолью Задание выбирать в соответствии подготовленности руки ребенка.
На планшете картинки Ивана Царевича, лягушки и Василисы. Ребенку предлагается ядрами гречки выложить путь Ивана к заданному герою. Маршрут выполнен определенной конфигурацией.
«Шнурочки – узелочки»
Можно использовать шнурок или толстую пряжу. Ребенок выкладывает узор в соответствии с выбранной карточкой.
«Бегущий человечек»
Ребенок выкладывает по схеме человечка в соответствующей позе.
«Проводи домой!»
Ребенок по карточке, с помощью палочек, которые вставляются в планшет с круглыми отверстиями, выкладывает путь от героя (кошечка, рыбка, собачка и т.д.) к его домику.
«Трафареты»
Трафареты выполнены из толстого картона. Ребенок накладывает его на лист бумаги и карандашом делает точки в каждом отверстии. После трафарет убирается, ребенок соединяет точки и получает изображение.v